Рекомендации родителям по профилактике посттравматических стрессовых расстройств у детей

Рекомендации родителям
по профилактике посттравматических
стрессовых расстройств у детей


Именно поддержка, которую оказывают ребенку в течение и после неприятных или травматических событий родители, родственники и взрослые друзья семьи, является решающим фактором в преодолении негативных последствий травматического стресса у детей. Прислушиваясь к тому, что происходит, родители могут найти пути помочь ребенку справиться со своими чувствами.
Если родители могут быть вместе с детьми, детям намного легче. Взрослые, которые могут говорить с детьми о событиях и воспринимать их чувства, помогают детям пережить травматический стресс с меньшими потерями.
Общие рекомендации для родителей, которые живут на кризисных территориях в состоянии социальной и политической напряженности:
Позаботимся о теле:
старайтесь как можно меньше менять привычный ритм жизни ребенка;
• побольше сна, отдыха, положительных впечатлений;
• организуйте возможность ребенку для «разрядки» напряжения - занятия спортом, танцами, подвижные игры;
• питание - может быть частым и маленькими порциями, не заставляйте ребенка есть, если он не имеет аппетита. Питание может быть легким и полезным (фрукты, овощи, соки);
• ребенку (и вам тоже) необходимо побольше пить (вода, сладкий чай);
• не отказывайте ребенку в сладком. Некрепкий чай с сахаром, конфета, чашка какао вызывают положительные эмоции, чувство безопасности и стимулируют работу мозга;
• Не бойтесь лишний раз обнять, погладить ребенка, подержать его за руку, сделать массаж или положить руку на плечо. Положительные телесные контакты очень полезны для снятия напряжения;
• теплый душ или ванна также помогут снять лишнее напряжение.

Позаботимся об эмоциональной стабильности:
• не стоит позволять ребенку в одиночестве смотреть телевизионные новости. В любом случае, даже если ваш ребенок - подросток, он нуждается в объяснении вашего отношения к событиям;
• создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх);
• посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания;
• читайте книги - рассказы и сказки, где описываются сюжеты преодоления страха героями;
• если ребенок испытывает тревогу или страх, вы можете обеспечить для него свое спокойное присутствие, ненавязчивый физический контакт (обнять, взять за руку), тепло (укрыть, дать теплый чай). Важно говорить, что вы - рядом, что все хорошо, он в безопасности;
• если ребенок особенно «не слушается», проявляет чрезмерную активность, по непонятным причинам кричит или смеется, - постарайтесь не отвечать агрессивно. Возможно, двигательная активность помогает ребенку справиться со стрессом. «Сопровождайте» его в движении (будьте рядом), пытаясь постепенно снижать темп. Можно попробовать ввести рамки - предложить подвижную игру «по правилам». Или переключить на активность, где есть правила (бегать наперегонки, «драться» подушками, мять и рвать бумагу и др.);
·         ребенку могут сниться кошмарные сновидения. Поддержите
его, выслушайте и успокойте, убедите, что в этом нет ничего страшного;
• дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его переживаниям и вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»);
• поговорите с ребенком о тех чувствах, которые он перенес или чувствует. Вы можете сказать, что многие люди испытывали тревогу, страх, гнев, беспомощность. И что эти чувства - нормальные. Разговор о чувствах можно сопровождать рисованием на свободную тему или лепкой. А потом обсудить - что нарисовано, что это означает, каким будет развитие сюжета, как дальше живет персонаж, как ему помочь и т.д .;
• сведите разговор о событии с описания деталей на чувства. Позаботимся об осмыслении событий:
• Любой, даже маленький ребенок, нуждается в объяснении происходящего. Для него важно знать, почему родители беспокоятся, сердятся, горюют. Что происходит в семье, в городе. Постарайтесь объяснить это кратко (4-5 фраз) и спокойно.
·         Разговаривайте с ребенком о событиях, произошедших
столько, сколько ему нужно. Не стоит говорить: «Тебе это не понять», «Поймешь, когда вырастешь», «Я не могу тебе объяснить». Всегда есть что сказать. Постарайтесь, чтобы ваши фразы были понятны и не пугали ребенка.
• В любом разговоре о событиях, произошедших необходимо время от времени напоминать ребенку, что сейчас ситуация более стабильная, что взрослые знают (или решают), что делать. Что ребенку есть на кого положиться, рядом есть взрослые заботливые люди.
• Также можно сказать, что сейчас многие специалисты думают о том, как помочь людям в переживании сложных чувств. Что многие люди - вместе. И даже в самой сложной ситуации есть те, кто сможе помочь ребенку.
• Нельзя позволять ребенку стать тираном. Поэтому не выполняйте любые его желания из чувства сострадания.

Особая важность игры:
сейчас, как никогда, для ребенка важно АКТИВНО ИГРАТЬ. Возможно, ребенок будет строить баррикады, играть в «Войну», военных. Инсценировать драки, стрельбу, ранения, смерти. Эти игры могут вызвать беспорядок в вашей квартире, но помогут снизить напряжение ребенку;
• важную роль могут сыграть игры на отреагирование агрессии. Ребенок может «вооружаться», нападать или защищаться, быть раненным или «убитым» в игре. Все это является нормальным способом ребенка справиться со стрессом. Можно предложить ребенку «битву» подушками, воздушными шарами и др. Также хорошо мять тесто, глину, пластилин и лепить фигурки;
• поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести наружу свои переживания в форме образов);
·         большую роль среди игр могут занять игры «в больницу». Это
также является нормальным и способствует преодолению стресса.
Реагирование ребенка на травматический стресс обычно нормализуется в течение месяца. Работа психики над травматическим стрессом положительно завершается, не переходя в формирование посттравматического стрессового расстройства. ЕСЛИ РЕАКЦИИ РЕБЕНКА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, являются чрезмерными или непонятными ВАМ, если Игры ИЛИ СИМПТОМЫ повторяются БЕЗ ОСОБЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ЕСЛИ ВЫ беспокоитесь - обратитесь за консультацией к психологу или психотерапевту.
Если ребенок оказался в ситуации, что в его восприятии (и/или в реальности) является крайне опасной, близким взрослым в ближайшее время необходимо предоставить такую ​​помощь ребенку:
1. Отвести ребенка с места происшествия и создать для него максимально комфортную и безопасную среду: согреть (теплая одежда, одеяло, грелка и т.д.), дать теплый сладкий чай (если возможно, с лимоном), создать тишину, выключить яркий свет. Говорить с ребенком спокойным голосом, уверяя, что вы рядом, все в порядке и ребенок в безопасности, что «все прошло».
2. Объяснить ребенку, что произошло очень неприятное событие. Если у ребенка есть ранения, следует объяснить, что именно случилось и заверить в том, что будет оказана необходимая врачебная помощь. Сообщить, что вы рядом и знаете, что нужно делать в такой ситуации.
3. Следует просить ребенка описать комнату или место, где он сейчас находится. Спросить, согрелся он уже, или теплый чай. Называть ребенка по имени, называть других близких людей, которые рядом («посмотри, здесь твой папа, твоя бабушка, они рядом, все в порядке»). Пытаться смотреть ребенку в глаза, держать за руку или слегка обнимать. Если ребенок не отталкивается, обнять его и делать «колыхательные» движения (как баюкают маленького ребенка).
4.  Через некоторое время ребенок может начать дрожать или двигаться, махать руками, кричать, бегать, плакать. Такое возбуждение является нормальным через какой-то короткий период (от нескольких минут до нескольких часов) после травмирующего события. В этот период важно не упрекать ребенку и не сдерживать его, а сопровождать, тем самым дать возможность для разряда отрицательной энергии, накопившейся во время травматического стресса. Стоит быть внимательными, потому что в это время ребенок может не контролировать себя и подвергаться опасности.
5. Следует позволять ребенку плакать и выражать сильные чувства, но уверять, что все будет хорошо («да, ты сильно испугался/ испугалась, однако все будет хорошо»). Важно предоставить ребенку как можно больше поддержки, однако говорить немного и простыми словами: «Я рядом», «Все будет хорошо», «Ты в безопасности», «Мама уже едет к тебе» и другие. Также можно говорить ребенку, что он сильный и у него все получится.
6. В следующие за травматическими событиями дни ребенок может нуждаться в повышенном внимании и покое. Вероятно, он будет раздражительным, требовательным, несдержанным. Или, наоборот, казаться робким и прятаться. Он может злиться на вас или на себя. Или делать вид, что «ничего не произошло». Могут наблюдаться нарушения сна (затруднение засыпания, ночные пробуждения, кошмарные сновидения). Могут наблюдаться однообразные движения или действия, повторяться рисунки или игры (в той или иной степени связаны с пережитым событием). В этот период важно успокаивать ребенка, перемежать разговоры о событии, что произошли другими разговорами или другой деятельностью, которая должна быть приятной.
7. Относительно чувства страха, то важно уверять ребенка в том, что бояться - это естественно. Что смелые люди - также боятся. Однако им удается справиться с собственным страхом. И что ребенок также смелый, сильный и обязательно справится.
8. Через некоторое время ребенок захочет понять смысл того, что произошло. Могут возникнуть вопросы защищенности, справедливости, вины – чьей-то и собственной. Не оставляйте ребенка в одиночестве. Если чувство собственной вины достаточно сильные или возникают вопросы об отсутствии смысла жизни после травмы, - это повод обратиться к психотерапевту. Ребенка необходимо сориентировать в тех действиях, которые должны состояться (лечение, процедуры, похороны и т.д.). Важно, чтобы ребенка поддерживал близкий взрослый человек, который сам не является пострадавшим.
9. В настоящее время ребенок нуждается в  разговорах и ответах на вопросы. Также целесообразными будут совместные игры, рисование, лепка, прогулки. Вопросы, которые ставит взрослый по смыслу игры или рисунка, помогут ребенку сориентироваться в том, что произошло, и найти новые смыслы.
10.  Ребенок может играть в одну и ту же игру. Возможно, эта игра каким-то образом будет связана с травмирующим событием. Ребенок, таким образом, хочет овладеть и, возможно, выйти из нее в лучший способ. Будет хорошо, если вы поможете ему в этом.

Важно:
• Заручиться поддержкой близких и родных. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, не пострадали.
• Пытаться сохранить режим ребенка, обеспечить нормальный сон и питание, достаточность питья, оберегать ребенка от дополнительных стрессов.
• Меньше тайн и намеков (они еще более пугают ребенка).
• Отвечать на вопросы ребенка постепенно и доступно. На один вопрос - один ответ. Когда ребенок ее овладеет, она сможет поставить следующий вопрос.
• Поддерживать надежду на лучшее.
• Быть готовыми к «невежливого», «странной», «агрессивной» поведения ребенка.
• НЕ говорить: «забудь это», «выкинь из головы» - это прямой путь к формированию постстресовых расстройств.
• Не оставлять ребенка наедине со своими переживаниями, однако и не докучать ей.
• Ни в коем случае не стыдить ребенка и не винить в случившемся или в поведении после травмирующего события.
• Быть готовыми раз за разом обсуждать те же вещи.
• Заручиться самому надеждой на то, что травму возможно пережить.
·         Помнить, что части детей по разным причинам не удается
справиться с последствиями травматического стресса самостоятельно, и они нуждаются в профессиональной помощи.

• В случае  ВАШЕГО ВОЛНЕНИЯ за состояние ребенка или длительности необычного поведения ребенка БОЛЬШЕ МЕСЯЦА - ОБРАТИТЬСЯ за помощью к психологу или психотерапевту.