Рекомендации классным руководителям по организации деятельности с детьми в период переживания социально-политических конфликтных и постконфликтных ситуаций

Рекомендации классным руководителям
по организации деятельности с детьми в период переживания
социально-политических конфликтных
и постконфликтных ситуаций

В связи с последними событиями в стране у педагогов возникла необходимость объяснять детям, что происходит, как реагировать на конфликты между детьми, которые  разворачиваются, как удержаться от предоставления оценок, как не навредить детям, а наоборот - быть полезными.
Стоит знать, что как бы детей не оберегать от информации, она к ним будет поступать, поскольку дети посещают детские сады, школы, спортивные секции и кружки и имеют возможность общаться со сверстниками и получать от них новости или другую информацию.
Поэтому лучше всего, если взрослые будут самостоятельно информировать детей, при этом учитывая возрастные особенности общения.

Основной помощью в чрезвычайных ситуациях для детей являются:
• соответствующая возрасту фактическая информация;
• понятны, открытые объяснения происходящего и, возможно, необходимости возвращаться к этому разговору не один раз;
• помощь в высказывании своих чувств через разговор, игру, рисование и т.д.;
• ребенок может нуждаться в совете, как реагировать на вопросы других детей (например, если один из родителей пострадал или погиб, или, возможно, в силу других обстоятельств);
• отдых, занятия любимыми делами, вызывающие удовольствие;
• общая поддержка как в семье, так и в учебном заведении;
• знакомый привычный распорядок дня для восстановления ощущение покоя;
• регулярные заверения, что все будет хорошо, что близкие люди заботятся  о безопасности.
Дети младшего школьного возраста продолжают отражать в игре все, что происходит вокруг. Политическое противостояние, которое продолжалось несколько месяцев сразу же было отражено в ролевых играх в школах и детских садах. Игра для детей - это возможность справиться с ситуацией, которая уже сложилась и  может иметь место. Игра для ребенка - это очень важная «работа». Но работа особая, она одновременно доставляет удовольствие, развивает и обучает, вводит в общество. В игре дети моделируют взрослую жизнь и её конфликты и отражают общественные конфликты. Дети в одну и ту же игру будут играть столько раз, сколько им нужно. Они сами распределяют, кто какую роль будет играть и хорошо ориентируются в правилах, которые создают. Со временем активность и актуальность игры будет снижаться, и дети перейдут к новой игре.
Педагог может обсудить с детьми сложившуюся ситуацию, тщательно подбирая слова. Любая информация должна быть представлена ​​ребенку, но в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Избыток сведений может запугать ребенка и вызвать страх и чувство беззащитности. В то же время дополнительная информация поможет ребенку понять, что происходит на самом деле. Педагог может привлечь детей к обсуждению, чтобы они сами донесли свои мысли и чувства. В любом случае не нужно делиться с детьми разными необоснованными слухами или недостоверной информации.
Детский и подростковый психолог Вольфганг Ельзнер (Wolfgang Oelsner) считает, что детям важно рассказывать о том, что происходит, и как эти события толкуют.
«Протест - это возможность сказать «нет», быть против чего, что и нужно передать. Этому детям нужно научиться, потому что, говоря о протесте, мы даем детям понимание, что у них есть право вести дискуссию, что они могут отрицать то, с чем не согласны».
Матиас Кьорних (Matthias Kцrnich), известная немецкая журналистка, считает, что детям нужно рассказывать об акциях протеста и приводит пример, как это можно делать.
«Власти города решили снести детскую площадку, потому что его содержание дорого обходится городу. У жителей города есть только одна возможность предупредить это: они выходят на акцию протеста, которую освещают все местные СМИ. После этого мэр города просто вынужден  задуматься и провести переговоры с участниками акции: детьми и их родителями».
Целесообразно знать и использовать в разговоре с детьми на тему ситуации в стране правильные слова и выражения. К правильным словам и выражениям относятся те, которые не являются оценочными, не несут угрозы и не внушают страх, а просто констатируют сам факт событий.
Нельзя быть уверенными, что все дети в классе займут одинаковую позицию к тому, что происходит, потому что они имеют семьи и на их мировоззрение влияет позиция членов семьи. Чтобы вдруг не спровоцировать конфликт в классе, это нужно учитывать.
Целесообразно заранее обдумывать, как те или иные задачи могут повлиять на детей, чьи родители или родственники участвовали, пострадали или даже погибли в результате конфликтных событий.
Нужно настаивать на том, чтобы задачи, связанные с семьей, выполнялись в строгом соответствии с заранее установленными правилами. Нужно иметь гибкий и творческий подход, и не обязательно обнародовать результаты выполнения таких задач всем ученикам класса.
Целесообразно обсуждать со школьным психологом или социальным педагогом возможность создания группы взаимопомощи для детей, которые в этом нуждаются. Привлечение к этой работе специалистов из организаций, занимающихся помощью детям и семьям, и имеют опыт в ведении таких групп.
Нельзя думать, что все дети одинаково отреагируют на какое-то травматическое событие. Разные дети на одно и то же событие отреагируют по-разному. На это будет влиять предыдущий опыт реагирования на травмирующие события, уровень понимания ребенком того, что произошло и происходит, была оказана поддержка и помощь раньше, был рядом взрослый с маленьким ребенком, которому он мог бы доверять.
Целесообразно обсуждать с родителями возможные реакции детей на события, тревоги и страхи в связи с ними и как это отражается в поведении ребенка. Среди детей в классе могут быть те, кто потерял отца или мать из-за событий в государстве. Такие дети могут переживать потерю, и в такой период у них может снизиться успеваемость, могут быть сложности с концентрацией внимания, подавленное эмоциональное состояние.
Нельзя навешивать на таких детей ярлык «проблемный» ребенок. Важно увидеть в нем личность, которая реагирует на перенесенную потерю.
Стоит делать все для того, чтобы все дети в классе знали о том, что у какого-то ребенка пострадали или погибли отец или мать, и тактично подходить к обсуждению такого вопроса. Если потери в классе обсуждаются, - это дает возможность учиться детям, выражать сочувствие и бережно относиться к тому ребенку, который потерял одного из родителей.
Нецелесообразно игнорировать детские замечания или конфликты, связанные с потерями близких людей. Лучше демонстрировать детям понимание и уважение к чувствам других людей, учить детей тому, что каждый человек имеет неотъемлемую внутреннюю ценность. И лучше ребенку помочь, чем его оскорблять. Франсуаза Дольто (детский аналитик) писала «... надо сделать так, чтобы ребенком руководил не страх, а чувство свободы, когда один должен быть отличным от другого, любя других, кто, в свою очередь, с любовью относится к нему, при этом каждый терпеливо принимает индивидуальные и семейные особенности другого ».
Уместно уметь распознавать признаки, указывающие на то, что ребенок переживает потерю или имеет депрессивные проявления. В случае необходимости нужно сообщить  близким, которые занимаются ребенком, чтобы они имели возможность поддержать его.
Поддерживая привычный школьный распорядок, учитель помогает детям чувствовать безопасность, а также то, что есть вещи, которые остаются привычными. Подготовка к определенным школьным событиям также может продолжаться. В периоды больших волнений родители могут разрешить  детям не ходить в школу, в принципе родители имеют право оставить ребенка дома, но возвращение к привычной жизни помогает ребенку укрепить чувство безопасности и способности управлять своей жизнью. Поддержка привычного образа жизни очень положительно действует на ребенка и есть доказательством собственной безопасности и стабильности.
Учителю нужно быть внимательным к детям, ведь некоторые из них могут демонстрировать признаки стресса. Эти признаки не стоит оставлять без внимания, а лучше обратиться за помощью к специалистам.
В периоды чрезвычайных ситуаций, которые вызывают много тревог и не имеют окончательного решения, некоторое время особенно важной является разносторонняя поддержка детей.
Эмоциональная поддержка. Это первое, что приходит на ум, когда мы думаем о поддержке, которую нам оказывают другие люди. Если у взрослых возникают проблемы на работе, члены семьи или друзья будут каждый день спрашивать, как себя человек чувствует и говорить ему, что поддерживают его. Это же самое можно делать и с детьми. Иногда дети настолько переживают за своих близких, что боятся задавать им вопросы или не обращаются за поддержкой, потому что считают, что этим они огорчат близкого им человека. Поэтому учителям нужно быть внимательными к своим ученикам и видеть, кто из них требует особого внимания. Можно предложить такое упражнение, чтобы каждый ученик составил список всех учеников класса, подумал и написал напротив каждого из фамилий, что наиболее нравится в этой личности, какие ее добродетели. Учитель собирает написанное, обрабатывает и на следующей неделе раздает каждому ребенку лист с перечисленными чертами, которые заметили одноклассники.

Навыки, которые необходимы, чтобы предоставлять детям поддержку:
• Активное слушание. Помогаем ребенку справиться с его чувствами. Ребенку нужно, чтобы его чувства принимали и уважали: можно спокойно и внимательно выслушать ребенка; можно признавать чувства ребенка словами «да», «хм», «понятно»; можно назвать чувства: «ты обеспокоен», «ты расстроена», «ты сердит» ...
• Покажите, что понимаете желание ребенка. Предоставьте ему возможность представить это: «Я бы хотела, чтобы такого не было, чтобы все у нас было спокойно и не нужно было переживать за родителей / или за эту ситуацию» (как пример).
• Умение задавать вопросы, побуждающие ребенка к разговору: «Я внимательно тебя слушаю ...», «Это важно, что ты рассказываешь ...», «Мог бы ты рассказать об этом больше ...».
• Установление отношений, основанных на доверии.
• Предоставление полезной и поощрительной обратной связи.
• Умение концентрировать внимание на возможностях и решениях, а не на проблемах.
• Наблюдать за поведением ребенка длительное время.
• Понимание и правильное использование невербальных средств выражения чувств; терпимое и непредвзятое отношение.
• Отзывчивость и сочувствие.

Практическая помощь. Помочь справиться с различными задачами повседневной жизни. Иногда события так влияют на ребенка, что ему трудно концентрировать внимание на задании. Понимание этого и помощь в выполнении сложных задач является важным элементом поддержки.
Обмен мнениями, идеями. Опыт и мнения других людей об определенных ситуации могут быть полезными. Дети могут использовать героев книг или фильмов, исторических персонажей других людей, для обсуждения того, как бы они себя вели в той или иной ситуации. Обмен мнениями с детьми по той или иной ситуации помогает им, поскольку учит смотреть на ситуации / события с разных точек зрения и дает возможность высказывать свои взгляды.

Поиск и обработка информации. Дети подросткового возраста могут искать различную информацию о событиях, исследовать исторические основы происходящего, обобщать полученные знания и представлять как небольшие проекты, которые можно будет рассмотреть во время воспитательного часа. Такая форма работы также является поддержкой, поскольку помогает направить энергию в поисковом направлении.
Почему детям порой трудно общаться? Многие дети не привыкли рассказывать взрослым о том, что они чувствуют, и на это могут быть разные причины. У многих детей может недоставать опыта, говорить о себе, и они просто не знают слов, которыми могли бы описать, как и что они чувствуют. Детям, которые получили тяжелые испытания, обычно трудно о них говорить. Они боятся, что некоторые чувства будут сильнее их. Дети, которые очень остро почувствовали вражду, могут быть подозрительными, они могут не желать общаться о том, чего опасаются, что их за это будут ругать.
Некоторым детям бывает стыдно от того, что произошло. В таком случае следует очень тактично приглашать детей к диалогу.
Дети чувствуют себя лучше, когда видят, что взрослые создают среду, в которой есть уважение и нравственность. Если же демонстрировать уважение к детям и последовательность в своих отношениях с ребенком, то этим взрослый доказывает, что ему можно доверять. Это очень важно, иначе дети не выработают положительных чувств к своему окружению и к своему будущему. Иногда можно помочь, просто выслушав ребенка.
Педагоги являются главным источником поддержки для детей, и им следует заботиться о своем психическом здоровье. Если по каким либо причинам педагогу сложно общаться с детьми из-за травмирующих событий, то можно попросить о помощи школьного психолога или социального педагога. Важно не оставлять детей без помощи и поддержки взрослых, которые, в первую очередь, должны быть в состоянии ее предоставлять.

Нужно поддерживать веру в ребенка, ситуация разрешится к лучшему. Вспоминается герой Роберто Бениньи из фильма «Жизнь прекрасна», который помогал своему сыну пережить пребывание в концлагере. Пройдет время, и вместо отчаяния и печали придет понимание и опыт.