МО практических психологов
Роль ПМПК в системе раннего вмешательства
11.03.2015 г.
Если родители несвоевременно обращаются
за психолого-педагогической помощью,
теряется многое из того,
что является базовым для
дальнейшего развития и формирования
интеллекта и речи ребенка.
Все родители любят своих детей и стараются сделать их счастливыми. Именно семья обеспечивает психическое и личностное развитие ребенка. Однако часто родителям приходится преодолевать неожиданные трудности и проблемы в воспитании. Традиционно коррекционная помощь детям с речевыми нарушениями акцентирует внимание на преодолении уже сложившейся речевой патологии, повлекшей вторичные нарушения. Эффективность ее часто неудовлетворительная из-за недооценки социально-психологического аспекта коррекционного процесса. Ведь ребенок «группы риска» с первых месяцев жизни имеет отклонения в физическом, психическом и речевом развитии. Своевременная помощь специалистов поможет семьям преодолеть проблемы, которые возникли в результате различных причин. При поддержке и внимания семье дети с достаточно тяжелыми заболеваниями смогут получить образование, реализовать себя в жизни. Важно своевременно выявлять и корректировать отклонения в развитии речи ребенка с первых месяцев жизни. Грамотно организованная ранняя коррекция предотвращает появление вторичных отклонений в развитии. Необходимо отслеживать этапы становления речевых навыков и обращаться за помощью, если есть отклонения от нормы. Своевременная помощь вернет ребенка к полноценному развитию, а вот промедление может иметь фатальные последствия.
Заповеди родителям
для гармоничного развития ребенка
1. Любите своего ребенка!
2. Радуйтесь своему ребенку!
3. Уважайте и понимайте потребности своего ребенка!
4. Создайте условия для комфортного развития и активности ребенка.
5. Развивайте своего ребенка! Уделяйте ей столько времени, сколько необходимо для развития.
6. Помогайте ребенку в поиске путей и способов преодоления трудностей и проблем.
7. Не позволяйте оскорблять и унижать своего ребенка.
8. Привлекайте и поощряйте ребенка к физической работе.
9. Верьте в свои силы и силы своего ребенка.
10. Будьте терпеливы с ребенком, уважайте его любознательность.
Таблица, которая поможет на ранних этапах выявить
отставание в речевом развитии ребенка
и своевременно начать коррекционную работу.
Возраст
|
Тревожные симптомы
|
Специалисты
|
Рождение
|
Никакой реакции на звуки, голоса среды
|
Отоларинголог,
детский
психоневролог,
логопед
|
3-6 месяца
|
Отсутствие агуканья или утешительных звуков, только плач
| |
1 год
|
Никакой реакции на звуки, разговоры людей. Отсутствие лепета или прекращения лепета
| |
2 года
|
Отсутствие понимания, когда к ребенку обращаются. Словарный запас - менее 10-20 слов
| |
2,5 года
|
Отсутствие фраз из двух или более слов. Словарный запас. Не соответствует на простые вопросы. Речь полностью непонятная.
| |
3 года
|
Отсутствие коротких предложений. Не участвует в простой беседе. Речь во многом непонятна.
| |
4 года
|
Трудности при изучении новых понятий. Осложнения при объяснении событий.
Отсутствие законченных предложений. Трудности при выполнении сложных приказов.
Возвращение к способам вещания предыдущих возрастных периодов.
|